Исследования винограда многих сортов, производившиеся автором в течение трех сезонов, не подтвердили такой закономерности. Конечно, были случаи, когда виноград с высокими показа­телями прочности ягод хорошо сохранялся при перевозке. Но наряду с этим минимальные отходы были получе­ны и при перевозке сортов с пониженной механической прочностью. И, наоборот, среди сортов, для которых были характерны высокие показатели механических свойств гроздей и ягод, наблюдался за время перево­зок большой процент загнившего и поврежденного винограда.

Вероятно, при определении транспортабельности и леж­кости сортов винограда в лабораторных условиях, помимо механических свойств, следует учитывать и ряд других признаков, таких, например, как содержание в кожице дубильных веществ и клетчатки, а в целой ягоде — про­топектина, воды, связанной с коллоидами, и т. п. Но пока комплекс объективных физико-химических показателей для оценки транспортабельности и лежкости точно не определен, наиболее достоверное представление об устойчивости сорта могут дать лишь опытные перевозки винограда в произ­водственных условиях.

Устойчивость сортов при перевозке оценивается по количеству стандартного винограда в момент поступления с учетом видов порчи — абсолютного брака, т. е. загнив­ших ягод, и нестандартной продукции, к которой отно­сятся механически поврежденные и осыпавшиеся ягоды, грозди изреженные и с побуревшими ягодами.

При закладке новых виноградников должна быть учтена потребность в транс­портабельных сортах, сочетающих в себе и другие важные хозяйственные признаки: высокую урожайность, приспо­собленность к местным условиям, хороший вкус и т. п.

Изучение транспортабельности ряда перспективных сор­тов винограда Болгарии (пребывание в пути 9—11 суток) позволяет выделить наряду с сортом Болгар, известным своей высокой устойчивостью, и другие сорта, успешно выдерживающие доставку из Болгарии в Москву.

К ним относятся Италия, Мускаты дунайский и гамбургс­кий, Делиция и Тавриз. Большинство из этих сортов, поми­мо хорошей транспортабельности, обладает прекрасным вку­сом. Совокупность ценных качеств позволяет рекомендо­вать их для производственного размножения не только в Болгарии, но и в России.

Из других испытанных болгарских сортов Шасла и Чауш характеризуются посредственной транспортабель­ностью Мускат александрийский. Панс ранний и Пейнс совершенно непригодны для дальних перевозок.



Возможно, Вас так же заинтересует: