Маркированная продукция считается готовой к вывозу с виноградников. Лучшим временем для вывоза является вечер или раннее утро, когда виноград остыл. Доставлять виноград на станцию железной дороги или в аэропорт лучше всего автомашинами.
На каждую транспортную единицу желательно грузить однотипный товар. Укладывать упакованную продукцию на автомашину следует осторожно, не допуская перекоса штабелей при установке открытых ящиков-лотков. Категорически запрещается бросать закрытые ящики и паки, так как это приводит к бою тары, механическому повреждению ягод и отрыву их от гребней.
Из районов выращивания виноград доставляют железнодорожным транспортом, авторефрижераторами и самолетами.
Основную массу винограда перевозят по железной дороге. В зависимости от удаленности пункта назначения виноград может находиться в пути от 2 до 17 дней. Чтобы за это время не снизилось качество винограда, требуются определенные условия. Виноград, доставленный транспортными средствами хозяйств на станцию отправления, выгружают непосредственно в вагоны, заказанные заблаговременно, или под навес пакгауза для временного хранения до подачи вагона. Еще лучше до погрузки в вагоны виноград поместить в камеры предварительного охлаждения.
В последние годы при многих станциях отгрузки плодов и винограда построены станции предварительного охлаждения, оборудованные холодильными установками. В камерах таких станций виноград за 6—7 час. охлаждается до 2—3°. Охлаждение винограда перед транспортированием сокращает потери при перевозке и последующем хранении и позволяет значительно удлинить срок его потребления.
Различают два основных способа предварительного охлаждения плодово-ягодной продукции:
1) охлаждение до погрузки в вагоны (в холодильных камерах, в специальных тоннелях, гидроохлаждение и т. п.);
2) охлаждение в вагонах путем продувания холодного воздуха, получаемого на специальных станциях, или в вагонах с помощью приборов охлаждения.
К нашим условиям больше подходит первый способ. Прежде всего, он дает возможность, помимо предварительного охлаждения, использовать камеры и для хранения винограда, когда закончится сезон отгрузок. Кроме того, предварительное охлаждение в камерах избавляет от простоя вагонов, гарантирует сохранность качества винограда независимо от момента подачи вагона, дает возможность лучше использовать грузоподъемность вагона.