Столовые сорта винограда, рекомендуемые для дальних перевозок и длительного хранения — Вторая часть
При оценке устойчивости к транспортабельным относили сорта, которые выдерживали 8—12-суточные перевозки охлаждаемым железнодорожным транспортом, сохраняя при этом не менее 94—95% стандартного винограда и не образуя более 3% отходов (загнивших ягод).
Лежкими считали сорта, сохранявшие при оптимальном температурном режиме (от 0 до —2°С) и различных способах обработки ягод сернистым ангидридом в течение 5—7 мес. не менее 90% стандартного винограда и содержавшие к этому сроку не более 5% абсолютного брака. В группу сортов средней лежкости вошли сорта, сохранявшиеся в таком же состоянии более короткий срок — в течение 3—4 мес. (при аналогичных условиях хранения).
Насколько же велик удельный вес транспортабельных сортов в производственных отгрузках винограда и каково качество винограда, поступающего в города и промышленные центры из виноградарских районов страны?
Анализ данных актов экспертизы о качестве, например, 1208 партий винограда, поступивших из Крымской и Одесской областей в Киев за 2 года при сроке доставки 5—6 сут. в вагонах-ледниках и в поездах с секциями машинного охлаждения, показал, что наибольший удельный вес в поставках из Крыма занимал сорт Шабаш, особенно в поздний осенний и зимний периоды. На втором месте был сорт Ташлы, на третьем — Чауш.
К сожалению, в поставках до 37% занимали технические сорта Тербаш, Кара-узюм, Ркацители и Кокур, которые значительно уступают столовым сортам не только по транспортабельности и лежкости, но и по потребительным свойствам. В то же время такие ценные столовые сорта, как Шасла, Тайфи розовый, Карабурну, Нимранг, Тавриз, Сенсо, Ранний Вира, Пухляковский, Оливер белый, поставлялись в очень небольших количествах.
В зависимости от сорта содержание стандартной продукции было от 87,6% (Чернокрымский) до 97,8% (Тайфи розовый).
Несмотря на кратковременность доставки, во всех без исключения партиях обнаруживалось то или иное количество загнивших ягод — от 1,1 до 6,3%. Нестандартная продукция, помимо осыпи (0,85—2,88%), состояла из потемневших ягод и главным образом из изреженных гроздей, остающихся после, удаления из них загнивших ягод.
Поставляемые из Крымской области ценные столовые сорта Шабаш, Асма черный, Агадаи, Ташлы и Нимранг, известные устойчивостью при перевозке и хранении, имели довольно низкое качество при поступлении. Это объясняется целым рядом факторов, и прежде всего тем, что лучшие партии лежких сортов винограда закладываются на хранение в местах выращивания самими хозяйствами и реализуются в зимнее время, а для осенних отгрузок эти сорта используют лишь в случае непригодности их для длительного хранения.
Подтверждением этого, являются данные о качестве винограда сорта Шабаш, поступавшего в Киев зимой (в декабре-январе). Несмотря на то что этот виноград поставляли после двух-трех месяцев хранения в хозяйствах, качество многих партий по прибытии в Киев было значительно лучше, чем у отгружаемых в период сбора.
Нередко важной причиной значительных потерь при перевозке является отгрузка недозрелого винограда.
Отгрузку винограда зачастую производят на вторые, а то и на третьи сутки после упаковки. Следовательно, упакованный виноград длительный срок находится в неблагоприятных условиях, связанных с резкими суточными колебаниями температуры воздуха. В пути же не поддерживается оптимальный температурный режим. Из данных актов экспертизы видно, что температура в охлаждаемых вагонах колеблется от 3 до 10°С.
Актами экспертизы во многих случаях учитываются отдельно партии винограда ухудшенного качества, поступающие в одном вагоне с хорошо сохранившимся виноградом. Причиной этого является загрузка вагонов виноградом различных сроков сбора и упаковки, т. е. нарушение правил формирования партий товара, которое состоит в том, что в один вагон отгружают виноград заведомо разнородного исходного качества.
Таким образом, при дальнейшем совершенствовании поставок винограда наряду с оптимизацией сортимента следует строго соблюдать требования стандартов к качеству заготовляемой продукции, сроки сбора и отгрузки, правила формирования партий, а также учитывать другие факторы, оказывающие существенное влияние на устойчивость винограда при перевозке и хранении.